с 6 июня 2002 года © Ineyre Htalen |
Здесь стены останутся стенами: камнем и мхом, Раз даты уснули до срока под пологом ночи... |
|
|
Заброшенный Замок Ineyre Htalen
|
О религии древнего Вавилона | ||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
Вавилон.
Источники для истории вавилонской
религии. Из
развалин древних городов до наших
времен дошли письменные памятники
вавилонской истории и культуры,
начертанные на камне и металле или на –
чаще всего – обожженной глине.
Древность их доходит до Y
тысячелетия до н.э. – с этого времени
наука о вавилонской религии строится
уже на основании оригинальных
источников. Ими служат – для
древнейшего времени – посвятительные
надписи, удостоверяющие построение
царями храмов, цилиндры, служившие
печатями, рельефные изображения,
дворцовые надписи и исторические записи
царских архивов. К ним примыкают
документы, касающиеся правовых
отношений и частной жизни. Развитие
Вавилонской Религии. Местные культы. Следует
оговориться сразу, что изначально
религия Вавилона – политеистическая
религия природы, принадлежавшая народу,
занимавшемуся земледелием в
баснословно плодородной стране.
Ежедневное движение светил и ежегодное
возвращение времен года составляли для
него причину всех жизненных радостей и
надежд. Великие светила – Солнце и Луна
– были для народа олицетворением
благодетельных, живущих на небе и
царствующих над землею богов. Чуть позже
к ним присоединилась утренняя и
вечерняя звезда, сопровождающая оба
светила. Надеяться
на силы природы – жизненная потребность
для народа, находящегося в естественном
состоянии. Представление о божестве у
вавилонян соответствует таким же
представлениям у других семитских
народов. В силах природы проявляется
божественная сила, и храмы –
изображения небесного жилища богов,
украшены изображениями светил. Всегда
подчеркивается, что боги – суть
небесные властители людей, определяющие
их судьбу, дарующие жизнь,
поддерживающие ее и снова уничтожающие,
цари и владыки страны и ее защитники.
Исходя из этого, они получают и свои
имена по своему положению властителей
мира и человека, и по своему проявлению в
таинственном и могущественном
управлении силами природы. Но довольно
распространенное мнение, что
вавилонская религия вначале имела
характер поклонения светилам, не
подтверждается древними памятниками
местных культов. Общеупотребительное
доказательство этого, состоящее в том,
что знак, символизирующий божество Ilu,
похож на звезду, неубедительно. Это
изображение может быть точно также
символом небесных пространств или
представлять собою идею небесного
владыки. Да и следы местных культов в
большей части случаев указывают на
почитание повелителя неба. В северной
Вавилонии это культ бога солнца в
Сипарре, Бела в Ниппуре, бога весны
Мардука в Вавилоне, Набу в Борсиппе (ему
приписывался рост полевых хлебов). Также
и Нергал в Куфе был сначала небесным
богом, и лишь потом, в качестве
повелителя палящего солнца и зноя,
уничтожающего всякую жизнь, сделался
богом преисподней. В южной Вавилонии
владыка неба есть бог Луны, почитаемый в
Уре. Что эта связь не представляет собой
ничего натянутого, доказывается
позднейшим названием бога Луны – Ану, то
есть – владыкою неба. Подобное же
положение занимали почитаемые в
качестве солнечных верховные боги Ниниб
(Нингирсу) в Сирпуле и бог солнца в
Ларсаме. В северном городе Агане – равно
как и в Уруке – почитали Иштар. Только в
культе Эа в Эриду не заметно отношения к
Эа как к небесному богу. В
качестве высших богов эти местные
божества могли быть первоначально очень
родственными друг к другу. Только по их
положению в вавилонском пантеоне, где
все они подчинены великому, далеко
находящемуся и редко вспоминаемому при
богослужении Ану, высшему повелителю
неба, можно определить их
первоначальное значение в том смысле,
что они представляли собою различные
формы проявления солнца. Если же они
сделались солнечными божествами, то
становятся позади лунного бога Cин,
согласно общесемитскому воззрению.
Иштар в ее своеобразном виде становится
царицей неба. Происхождение
вавилонского пантеона и дальнейшее
развитие религии. Рядом
с официальной религией жрецов и
вавилонской монархии продолжали
сохранять свою прежнюю силу и местные
культы, так что каждый город предпочитал
своего бога-покровителя всем прочим.
Переселенные в Самарию жители Куфы
взяли туда с собой своего Нергала, а
жители Сефарваима соединили культ
Молоха с солнечным культом их города. Из истории города Вавилона особенно отчетливо видно, какое подавляющее и глубоко проникающее влияние могло иметь жречество. Жрецы достигли возвышения Мардука в сан высшего бога всего государства в такое время, когда распределение богов по их рангу было уже давно общепринятым. Они не только поставили своего местного бога выше всех прочих, но посредством победоносного, сильно действовавшего на всех культа и национальной мифологии, прославлявшей Мардука, возвели его в степень самого могущественного из богов. Созданием жрецов следует всецело считать тот двойственный элемент, который постоянно и по преимуществу выделяется в вавилонской теологии, а именно: соединение космо- и астрологических представлений с миром богов. Син, Шамаш, Иштар первоначально были вполне природными божествами, а Луна, Солнце и Венера были лишь формами их проявления. Соответственно этому и планеты были распределены между главными богами, каждый из которых получил свое место на небе. В сказании о сотворении мира рассказывается, что Мардук отвел для трех высших богов места их жительства в небесном дворце, установил на небе местопребывание главных богов и поставил звезды как их изображения. Чаще всего звездными элементами сопровождаются заклинания. Есть заклинательные гимны позднейшего времени, обращенные к звездным божествам, дотоле неизвестным. Для народа эта жреческая религия оставалась чуждой. Даже в самих жреческих школах и в более поздние времена замечаются постоянные колебания по отношению к объединению богов со звездами и к установлению связи их с определенно указанными местами на небе. Один из порядков расположения богов по их достоинству – не из самых общепринятых в те времена – дошел даже до наших дней:
Представления
о сотворении мира в мировом порядке были
не одинаковы. Мы встречаем здесь
развитую и ученую космогоническую
систему, тесно связанную с астральной
теологией. Но в этой системе есть
множество первобытных идей. В основании
мифов о творении и потопе и
заклинательных легенд лежат народные
представления. В сама простом виде они
выступают в легенде об Этане. Рядом с
почитанием богов с неослабевшею силою
сохранилась вера в демонов. Множество
литургических отрывков, служащих для
целей заклинания, которые гораздо
многочисленней остальной литературы
богослужебных гимнов, указывает на то,
что вера в демонов и чародейство имела
глубокие корни в народе. Начиная
с появления халдеев (около 1100 года до н.э.)
источники сведений о вавилонской
религии становятся более скудными. Но
они заменяются царскими надписями
ассирийских царей. Пантеон с Мардуком во
главе в общих чертах остается
неизменным, только развивается все
более искусственно. Он не изменился и во
время последнего расцвета величия
Вавилона при новохалдейском царстве. Но
чем дальше мы продвигаемся в истории,
тем прочнее устанавливается в
вавилонский религии государственный
характер. Это видно как из царских
надписей Навуходоносора и Набонида, так
и из достойных внимания свидетельств
имен, даваемых нам в бесчисленных
количествах правовыми документами.
(На
этом имеющийся в библиотеке текст
обрывается...)
|
||||||||||||||||||||||||||||