с 6 июня 2002 года

© Ineyre Htalen

                           Здесь стены останутся стенами: камнем и мхом,

                         Раз даты уснули до срока под пологом ночи...

 

 

 

               

Заброшенный Замок Ineyre Htalen

 

Еврейский алфавит и Каббала

Найджел Пенник

 

 

Предисловие   Глава первая  Глава вторая   

 

 

 

Предисловие

Проницательный глаз всегда находил в символе более или менее ясное откровение Богоподобия

                                                                                                                                               Елена Блаватская

  

       Тайны и секреты алфавитов: что нового может поведать нам этот предмет о мире, в котором мы живем, и о нас самих? Очень и очень немного — как может показаться с первого, поверхностного взгляда. Но, вглядевшись поглубже, любой из вас поймет, что это не так. Алфавиты — одно из самых изощренных средств, при помощи которых человечество пытается глубоко осмыслить этот мир и наше место в нем. Правильно составленный алфавит — а все древние алфавиты, несомненно, таковы, — метафоричен по своей природе. Язык сам по себе есть метафора, поскольку он представляет предметы и понятия, но при этом сам не является этими предметами или понятиями.

 

       Сама сущность языка метафорична. Мы обычно различа­ем вещи, сравнивая их: множество тому примеров можно найти в нашем элементарном описании окружающего мира. На вопрос "Что это такое?" мы всегда готовы ответить сравнением: мы говорим, что это похоже на нечто другое; что существует какая-то другая вещь, реальная или воображаемая, которая каким-то образом напоминает данную вещь. Для описываемой вещи, объекта или качества мы подыскиваем нечто характерное, что укладывается в рамки привычных человеческих понятий. Увидеть этот процесс в действии мож­но на примере человеческого тела. Вспомните: тело может быть физическим, космическим, геометрическим, а иногда мы говорим даже о теле плотины или о плодовом теле гриба! Мы говорим: голова человека, голова процессии, глава книги, голова поезда и глава правительства. У ткани имеется лицо, точно так же, как есть лицо у игральной карты; есть лицо должностное, а есть и подставное; юридическое лицо и лицо под надзором. У грибов есть ножки, у ботинка — язык, игла имеет ушко, а картофелина — глазки. Как видите, таких примеров можно привести очень много. Таким образом, язык, по большей части, воспринимает мир, сравнивая его с уже известными предметами — в частности, с человеческим телом и его частями. Это беспрерывный процесс: новый языковой материал создается по мере необходимости.

 

        В философии эта метафоричность языка проявляется в виде концепции "человек есть уменьшенная модель вселенной (микрокосм)", которая лежит в основе западного эзотерического мышления. Эта концепция заключена в герметической максиме "Как вверху, так и внизу", приписываемой Гермесу Трисмегисту, которого древнеегипетские мифы называют отцом всех наук. Проницательные люди, понимающие действительность таким образом, утверждают, что все, находящееся внизу, является фактически отражением того, что находится вверху. Этот "малый мир", или микрокосм, представленный физической или психической конституцией человеческого существа, является отражением и частью "большего мира" — макрокосма или вселенной. Такие отражения существуют на всех уровнях: спиральные структуры галактик воспроизводят­ся в виде речных водоворотов или в субатомной структуре самой материи. Аналогичная модель лежит в основе "происхождения всех вещей" — этот процесс, который я назвал бы "трансволюцией", может совершаться в течение миллионов лет, а может произойти за несколько тысячных долей секунды. Именно постижение этой вселенской модели и осознание ее истинного смысла позволяет нам проникнуть в суть нашей собственной реальности и, таким образом, достигнуть просветления.

 

       Алфавит, подобно языку, есть метафизическое описание реальности. Самая важная функция магических алфавитов состоит в том, чтобы помочь ищущему познать на опыте процессы преобразования. Алфавиты предоставляют нам ряд доступных образов реальности, в некоторых случаях не поддающейся постижению при помощи других средств. Они могут быть использованы для преодоления внешней видимой обо­лочки вещей и проникновения в более глубокие грани реальности. Будучи неизменно динамически действенными, они постоянно рекомбинируют новые способы выражения поня­тий, описания структур, чувств и сущности трансволюции, необъяснимой другими средствами. В своем эзотерическом аспекте они несут значение, которое нельзя адекватно передать никакими другими средствами. Они являются символами, способными выразить опыт, который лежит за пределами слов и способен резко изменить наше сознание и восприятие действительности. Они способны внезапно изменить течение наших мыслей, направив их в новое неожиданное русло. Тот, кто пользуется магическим алфавитом, может пережить обильный прилив нового понимания, за которым последует немедленное осознание совершенно нового восприятия жиз­ни. После такого переживания человеческая жизнь преобра­зовывается во всех своих аспектах. Это внутреннее преобра­зование является одной из главных целей изучения магических алфавитов любой традиционной системы; все алфавитные системы, описанные в этой книге, ведут к такой цели.

 

       Магические алфавиты, если дать этому термину более общую формулировку, указывают на присутствие бесконечного в конечном, неограниченного в ограниченном. Соответственно тем философским системам, к которым они принадлежат, их можно рассматривать как присутствие Бога в мире или же как множество пока нереализованных возможностей существования, которые могут реализоваться по мере возникновения соответствующих условий. Буквы любого алфавита — метафоры реальности; сами по себе они, в большинстве случаев, всего лишь некие символы или формальные знаки, которые не обладают трансцендентным внешним значением — но это значение пребывает в умах тех, кто пользуется буквами или постигает их смысл. Кроме того, буквы, облик которых напоминает естественные геометрические структуры (в частности, шестиугольные ячейки пчелиных сот), сами по себе являются трансцендентными формами. Но, как правило, буквы магических алфавитов представляют собой сложные символические построения, действующие внутри каждой отдельно взятой алфавитной системы. В частности, совершенно одинаковые по своей форме буквы в разных алфавитах могут использоваться для передачи разных звуков — или разных концепций.

 

       Некоторые люди упорно настаивают на том, что правильный способ использования чего бы то ни было может быть только один, а все остальные — неправильные. Я считаю, что такие заявления — не более чем окультуренная форма навязчивости. Возьмем, к примеру, начертание буквы X, которая в разных алфавитах обозначает разные звуки. В греческом языке буква "Хи" читается как русское "х"; в римском алфавите — "кс"; в рунических письменах и в одном из вестфальских алфавитов эта буква читается как "г". Первый коэлбрен уэльского барда Мюриг Дафидда обозначал этой буквой звук "а", тогда как участники германского тайного общества Феме, а также инквизиторы произносили эту букву как "h". Секретный алфавит бардов, известный под названием "Бобилет", использовал эту букву для звука "о" — точно так же, как это некогда делал в древней Греции полумифический Аполлоний Тианский; а вот алхимики Ренессанса использовали ее для передачи звука "т". Для звука "т" используется эта буква и в североафриканской письменности "тифинаг". Алфавит, при­писываемый тамплиерам, связывает эту букву со звуком "н". Таким образом, буква "X" соответствует звукам "а, х, г, h, н, о, т" и, собственно, "х". И это только в самых известных магических алфавитах. Здесь мы видим веское доказательство того, что глубокое познание посредством внешних форм букв — явление редкое. Только через их внутреннее значение мы должны подходить к пониманию каждой отдельной буквы в каждом отдельно взятом алфавите. В целом эти алфавиты можно рассматривать точно так же, как и языки, использующие различные слова и разный синтаксис для описания одних и тех же объективных явлений. Нельзя сказать: "этот язык лучше, а этот хуже", но при определенных обстоятельствах тот или иной язык может оказаться более соответствующим. Применение условных знаков известно с глубокой древ­ности. В Европе архаические идеоморфемы находят на многих пещерных стоянках первобытного человека (примерно 12000 — 17000 лет назад до н. э.) Несмотря на то что нет конкретных сведений об их значении, некоторые из этих идеоморфем похожи своими начертаниями на более поздние алфавиты. Прекрасным примером этого является ряд симво­лов, которые начертаны красной охрой на черепе мамонта, найденного в Межириче на Украине. Этой находке — около 14000 лет. Знакам такой огромной древности вряд ли возможно дать толкование. И все же они показывают, что предки человека были очень похожи на нас. Значительно позже, в V тысячелетии до н. э., на территориях теперешних Венгрии, Чехословакии, Румынии и Югославии существовала высокая культура, оставившая нам массу изделий с символическими знаками, которые уже можно истолковать с современной точки зрения. Эти идентифицируемые символы — самые древние в Европе. Среди них имеется много знаков, которые позже стали литерами алфавитов, например рунических письмен, подобно магическим и религиозным символам, таким, как крест и свастика. Глиняная посуда и фигурки, найденные в Биланах (Чехословакия), датируются приблизительно концом VI тысячелетия до н.э.; миниатюрные сосуды, найденные на стоянке доисторического человека в Винке (Румыния), имеют множество подобных надписей. В Белградском национальном музее экспонируются другие образцы. Эти следы материальной культуры 5000-летней давности являются частью национальной традиции, которая сохранилась и по сей день, хотя прошло уже более семи тысячелетий.

 

       Преобладает мнение, что все древние символы имели магическое и религиозное значение. Легенды сообщают, что они были дарованы людям богами. В древнегреческих преданиях говорится, что Гермес, бог странствий, торговли и письменности, который изобрел первые буквы, однажды увидел ключ летящих в небе журавлей — и придумал буквы. Разнообразные очертания журавлей подсказали ему мысль о том, что буквы, расположенные в определенном порядке, могут представлять и обозначать звуки. Другая версия происхожде­ния букв гласит, что их создал финикиец Кадм. Исторически известно, что греческое письмо заимствовано из финикийского рукописного шрифта. Однако современные научные изыскания в области человеческого восприятия открывают и другие возможности, одна из которых таится в глубине нашего собственного человеческого сознания. Современная нейрофи­зиология обнаружила фосфены — геометрические формы и образы, которые подсознательно присутствуют в зрительных центрах коры головного мозга и нервной системе. Эти формы и образы имеются у всех людей: они получили название энтоптических, то есть видимых с закрытыми глазами. Их наблюдают также в состояниях трансформированного сознания: во время медитации, экстаза или галлюцинаций, вызванных переутомлением, заболеванием и приемом наркотиков. Геометрические формы, соответствующие буквам, часто воспринимаются в ранних фазах вхождения в транс.

 

 

Древние идеоморфемы наскальных граффити, взятые из разных и находящихся далеко друг ох друга мест, обнаруживают родственные формы, которые предшествуют алфавитным знакам: (слева направо, верхний ряд) (I) Даут, Ирландия; (II, III) Слейв-на-Кайлех, Ирландия; (IV, V) Вишера, Пермская обл., СССР; (VI) Тайа Амарилло, Испания; (VII) Куэва де лас Паомас, Испания;(VIII, IX) Валь Камоника, Италия; (X) Богуслан, Швеция; (средний ряд) (XI) Богуслан, Швеция; (XII) Нокмари, Ирландия; (XIII) Остерготланд, Швеция; (XIV) Даут, Ирландия; (XV) Слейв-на-Калех, Ирландия; (XVI, XIX) Докмарик, Британия; (нижний ряд) (XX) Томск, СССР; (XXIXXIII) Атаонь, Ирландия; (XXIV) Сена, Франция; (XXV) Трас уш Монтэ, Португалия; (XXVI) Пуэрто делосРуэдас, Португалия; (XXVIXXVIII), Валь Камоника, Италия

 

        Подобные состояния сознания являются компетенцией шаманов — людей, которые в поисках озарения вступают на тонкую черту между жизнью и смертью. Древнеисландская легенда, повествующая о происхождении рун, связывает их возникновение с изнурением и агонией шаманоподобного бога Одина, истязавшего себя на дереве, "в ветвях на ветру". Такие шаманские приемы самоистязаний применяются и в наше время в туземных религиозных обрядах Северной Америки и Центральной Азии, а также в некоторых сектах японского буддизма. Посредством эзотерических методик достигаются измененные, ранее не известные состояния сознания, через которые приобретается новое понимание. В случае необходимости (если вообще возникает необходимость передачи информации другим людям) эти новые проникновения в сущность должны преподноситься в формах, которые соответствуют врожденным матрицам человеческого сознания. Легенда, повествующая о сокровенной руне Одина, — классический пример сознательного понимания и формализации этих фосфенных матриц. Из этого видно, что алфавиты, будь они древнееврейского, древнегреческого, этрусского, латинского, рунического, коэлбренического, готического, вестфальского или всем нам привычного римского начертания, являются естественными элементами нейронной структуры каждого человеческого существа. Но в то же время они служат метафорами для выражения разнообразных понятий природной реальности. Через изучение этих энтоптических матриц в их универсальном аспекте мы можем найти ключ к пониманию многих магических алфавитов, подробно описанных в этой книге, и, более того, ключ к дверям личного просветления.

 

 

Древнееврейский  Алфавит

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога

                                                                                                             — Евангелие от Иоанна, 1,1-2

  

       Алфавит — это система письменного изображения звуков языка, как согласных, так и гласных, передаваемых посредством отдельных знаков. Исторически первым таким алфавитом на территориях современного Ливана и прилегающих землях был финикийский, или западносемитский. Этот алфавит стал отправным пунктом для всех более поздних алфавитов Европы, а также и для древнееврейского и арабского алфавитов. Единственное отличие финикийского от последующих европейских состоит в том, что в нем нет гласных букв. Надпись на саркофаге царя Ахирема из Библоса, правившего за 1000 лет до н. э., считается бесспорной версией финикийского алфавита. Этот упорядоченный, состоящий из 22 букв алфавит стал использоваться приблизительно за 1200 лет до н. э.; это — одна из версий различных систем знаков, которые применялись в те времена на территориях восточного Средиземноморья.

 

       Имеется предположение, что древние египтяне первыми применили принцип "один знак — один звук", хотя они и пользовались громоздким иероглифическим письмом. Египетские иероглифы имели неоднозначное толкование: иероглиф мог представлять либо предмет, который он изображал, либо соответствующий звук или магическую аналогию. Но из написания было не ясно, имелись в виду звук, предмет или магическая ссылка — для указания чтения иероглифов требовались дополнительные символы. Как обычно, возникла необходимость обозначать звуки, и, в конце концов, была форма­лизована система из 24 знаков согласных. Эти необычные символы использовались в комбинациях с иероглифами, но постепенно, по мере увеличения количества иностранных слов и наименований, для обозначения которых не хватало иероглифов на письме, эта система стала использоваться для написания заимствованных слов. Египтяне сами не применяли в качестве алфавита 24-значную систему согласных, однако ясно, что эти начертания в некоторой степени повлияли на две другие  системы   письма,   предшествовавшие  финикийской: "протоханаанская письменность", обнаруженная в ханаанском городе Джебаль, и "синайский" шрифт, дошедший до нас из египетских рудников в Серабит-эль-Хэдем на Синае.

 

       Стандартизированный шрифт царя Ахирама из Библоса получил широкое распространение благодаря торговцам и колонистам. Он достиг берегов Северной Африки, где стал известен как. пунический, а также повлиял на создание тартесского шрифта в Испании. Известна финикийская надпись на критской "геометрической" гробнице в Кноссе. В Италии этот алфавит, по-видимому, подтолкнул к созданию этрусской письменности, и уже наверняка под его влиянием в середине VIII столетия до н. э. был разработан греческий алфавит. Древнееврейский шрифт, представляющий систему согласных из 22 знаков, является только частью этого семейства алфавитов и базируется, в основном, на финикийской письменности.

 

Умозаключения  Каббалистов

  

       Древнееврейское письмо сформировалось примерно в то же время, что и раннегреческое, но начертания букв приняли другую форму. Древнееврейский писался и по сей день пишется справа налево, в эту же сторону "смотрят" и сами его буквы. Например, буква Реш, которая читается как "р", напоминает строчную латинскую "г", повернутую в другую сторону. Магические значения финикийского алфавита остаются неясными, но многие экзотерические и эзотерические значения древнееврейских букв параллельны древнегреческому и руническому алфавитам. Однако в большей степени по сравнению с греческим, руническим или другими подобными, составленными на духовной основе символическими алфавитами, тайны древнееврейского алфавита обосновываются в логически стройной философской системе Каббалы, которая развивалась на протяжении длительного времени. Книга, известная как "Сефер Иецира", считается многими каббалистами краеугольным камнем учения Каббалы. Написанная где-то между IIIVI столетиями н. э., она излагает подробности доктрины, которая, по преданию, была впервые открыта праотцу Аврааму. Это — учение истинного посвящения.

 

       Раввинская традиция следила за тем, чтобы эта доктрина держалась в секрете, подальше от любопытства простолюди­нов. В умах и руках профанов она могла только разрушить простую веру в Бога и дать людям доступ к средствам черной магии. Поэтому знания передавались из уст в уста от учителя к ученику.

 

א

ב

ג

ד

ה

ו

ז

ח

ט

1 

2  

3

4

5

6

7

8

9

י

כ

ל

מ

נ

ס

ע

פ

צ

10

 

20

30

40

50

60

70

80

90

ק

ר

ש

ת

ך

ם

ן

ף

ץ

100

200

300

400

500

600

700

800

900

 Древнееврейский алфавит с цифровыми соответствиями

 

       Эзотерическая еврейская концепция сущности бытия — не то же самое, что экзотерически утвержденный раввинистический иудаизм. Эзотерическая религия утверждает, что библейский Бог, создавший материальные ценности, не является трансцендентальным. Этот Бог есть существо ограниченное, подчиненное высшей форме бытия "Эйн-Соф", что в переводе обозначает "бесконечный" или "вечный". В каббалистической традиции это имя святое и неупоминаемое. Его трансцендентальность подразумевается как неограниченность бытия во времени и пространстве. Эйн-Соф пребывает вне воздействия причины и следствия, вне желаний, даже вне сферы бытия или небытия. Таким образом, его природа находится вне пределов человеческого понимания. Поскольку Бог-созидатель — всего лишь посредник Эйн-Софа, то создание вселенной как таковой началось непосредственно от Эйн-Софа путем довольно сложного процесса, то есть оперирования определенными эманациями Эйн-Софа — так назы­ваемыми "Сефирот". Сефирот возникают в каббале как звено между материальной вселенной и Эйн-Софом.

 

       Подобно многим другим культурно взаимосвязанным эзотерическим традициям, древнееврейская каббала основывается не на внешнем опыте пяти чувств, а на внутреннем опыте духовного видения, особо выделяя именно прямой путь к знанию, в основу которого положен самый могущественный из известных магических алфавитов. Книга "Сефер Йецира" посвящена еврейской космогонии и космологии. Она подраз­деляется на 2 части: первая рассматривает эзотерические таинства десяти чисел, в то время как вторая охватывает 22 буквы древнееврейского алфавита. В первой главе книги "Сефер Йецира" говорится:

       JHVH, на 32 тропах вписал Он имя Свое, применив три формы выражения мысли, названия которым: буквы, числа и звуки. Существует десять священных Сефирот. Основой всех вещей являются 22 буквы. Из них три — материнские, семь — двойные и остальные двенадцать — простые. Священных Сефирот по числу— десять. Это десять пальцев на руках: пяти соответствуют остальные пять.

       Далее в книге "Сефер Йецира" говорится:

       Эти Сефирот явили десять чисел. Первая Сефира — это Дух Бога жизни, более яркий, чем Живой Бог. Звучание голоса, духа и слова исходят от этого Духа. Вторая, — из этого Духа Бог сотворил воздух, превратив его в 22 звука, и установил буквы алфавита... Но Дух превосходит даже это. Из букв алфавита, которые стали проявлением Божественною дыхания (в различных традициях извест­ного как Ци, Пневма, Онд, Ноивр и т. д.), для своею Великого имени Бог выбрал из них три согласные. Это буквы: IHV. Этим именем Он запечатлел вселенную в шести направлениях света. Пятая Сефира: Он обратился вверх и запечатлел ею в виде IHV. Шестая Сефира: Он обратился вниз и запечатлел бездну как IVH. Седьмая Сефира: Он обратился вперед и запечатлел восток как IVH. восьмая Сефира: Он посмотрел назад и запечатлел запад в виде IVH. Девятая Сефира: Он обратился направо и запечатлел юг: IVH. Десятая Сефира: Он обратился налево и запечатлел север как IVH. Смотри же: дух воздуха, воды, огня, высоты, глубины, востока, запада, севера и юга исходит из десяти Божественных Сефирот!

 

       Творческая сила, давшая первичный толчок появлению космоса, рассматривается, таким образом, как символы, дающие одновременно начало числам и буквам. В книге "Сефер Йецира" утверждается, что 22 буквы древнееврейского алфавита являются основой всех явлений. Из этих 22 символов три считаются "материнскими", семь — "двойными" и двенадцать — "простыми". Три "матери" — это буквы Алеф (А), Мем (М) и ШшГ(5Ь), которыми представлены три элемента: воздух, вода и огонь соответственно. Считалось, что все сотворенное исходит из этих трех элементов. Земля состоит из воды, а небеса — из огня. Воздух символизирует дух, который устанавливает равновесие между ними. Части человеческого тела соотносились с этими тремя буквами как микрокосмические отражения макрокосма. Алеф (А) управляет грудной клеткой (т. е. дыханием), Мем (М) — животом, а Шин (Sh) — головой (огонь, интеллект). Эта три основные элементарные буквы также связаны с временем: Алеф представляет такие времена года, как весна и осень, время равноденствия; Шин символизирует лето, а Мем — зимнее время. В древне­еврейском алфавите буквы подразделяются на три класса: придыхательные согласные буквы, немые и шипящие. Три "материнские" буквы считаются ключевыми символами к каждому из этих классов. Первая буква — Алеф — произносится со спокойным выдыханием потока воздуха как придыхательный звук, символизируя, таким образом, стихию воздуха. Мем считается немым звуком, который воспроизводится смыканием губ, а Шин, как шипящий звук, имеет большую связь с древнееврейским словом "Эш", т. е. "огонь".

 

 

 Древнееврейская "роза": символы расположены по 3-7-12 в виде лепестков розы. Если поместить в центре крест, то получим эмблему некоторых организаций розенкрейцеров

 

Концепция возникновения вселенной из трех "материнских" букв присутствует также в традиции бардов Уэльса. В древнееврейском алфавите после этих трех "материнских" букв наиболее важными считаются семь "двойных". Они получили такое название по аналогии с парами противопо­ложностей, которые составляют существование; они символизируют два фонетических качества: твердость и мягкость. Этими звуками являются: Бет (Б), Гимел (Г), Далет (Д), Каф (К), Пи (П), Реш (Р), Тау (Т). Бет обозначает противоположности жизнь-смерть, Гимел — согласие-конфликт, Далет - знание-невежество, Каф — обилие-недостаток, Пи — достоинство-грех, Реш — плодородие-бесплодность, Тау — могущество-бессилие. Кроме этой специфической двойствен­ности качеств, они обозначают также семь направлений света: четыре географических — север, восток, запад, юг и три астрономических — верх, низ и центр. Пи обозначает север, Далет — восток, Реш указывает на юг, Каф — на запад, Бет — вверх, Гимел — вниз, а Тау — в центр. Согласно "Сефер Йецира", из этих букв Бог сотворил также семь планет и семь дней недели. На уровне микрокосма семь "врат души", соответствующие семи планетам, произошли от этих букв. Вратами являются рот, оба глаза, оба уха и обе ноздри.

 

  Остальные 12 букв древнееврейского алфавита — "простые" буквы. Они соответствуют знакам Зодиака и в определенной степени присутствуют в человеческом теле. Хи ("h"), Овен, ассоциируется со зрением, Bay ("у" и "в"), Телец, ассоциируется со способностью слуха, Заин ("з"), Близнецы, — с чувством обоняния, Хет ("х"), Рак, — с даром речи, Тет ("th"), Лев, — со вкусом, Йод ("и"), Дева, — с сексуальностью, Ламед ("л"), Весы, — со способностью к труду, Нун ("н"), Скорпион, — с даром движения, Самех ("с"), Стрелец, и Айн ("о"), Козерог, — с гневливостью и юмором соответственно, Цади ("ц"), Водолей, — с силой воображения, Коф ("q"), Рыбы, — со способностью спать. Эти знаки употребляются также для определения направлений на розет­ке компаса, но, в отличие от семи "двойных" букв, они наносятся только на одну плоскость. Указание направлений "простыми" буквами выполняется в двух плоскостях: внут­ренней и внешней. Внутренняя плоскость, состоящая из четырех символов, представляет собой кардинальные направ­ления: Йод, Хет, Коф и Айн. Внешняя плоскость, состоящая из восьми букв, представляет кардинальные и внутрикардинальные направления: Тет, Хи, Заин, Bay, Цади, Ламед, Самех и Нун. Во внутренней зоне север обозначается при помощи Йод, восток — Хет, юг — Коф и запад — Айн. Во внешней зоне: северо-восток — Хи, восток — Заин, юго-восток — Bay, юг — Цади, юго-запад — Ламед, запад — Самех и северо-запад — Нун.

 

 

 Семь "двойных" букв древнееврейского алфавита и тесно связанные с ними семь направлений света, которые, по преданию, ими сформированы.  

 

 

Вернуться

 

Hosted by uCoz