с 6 июня 2002 года

© Ineyre Htalen

                           Здесь стены останутся стенами: камнем и мхом,

                         Раз даты уснули до срока под пологом ночи...

 

 

 

               

Заброшенный Замок Ineyre Htalen

 

О религии древнего Вавилона
 

 

Вавилон. Источники для истории вавилонской религии.

 

Из развалин древних городов до наших времен дошли письменные памятники вавилонской истории и культуры, начертанные на камне и металле или на – чаще всего – обожженной глине. Древность их доходит до Y тысячелетия до н.э. – с этого времени наука о вавилонской религии строится уже на основании оригинальных источников. Ими служат – для древнейшего времени – посвятительные надписи, удостоверяющие построение царями храмов, цилиндры, служившие печатями, рельефные изображения, дворцовые надписи и исторические записи царских архивов. К ним примыкают документы, касающиеся правовых отношений и частной жизни.

 

 

Развитие Вавилонской Религии. Местные культы.

 

Следует оговориться сразу, что изначально религия Вавилона – политеистическая религия природы, принадлежавшая народу, занимавшемуся земледелием в баснословно плодородной стране. Ежедневное движение светил и ежегодное возвращение времен года составляли для него причину всех жизненных радостей и надежд. Великие светила – Солнце и Луна – были для народа олицетворением благодетельных, живущих на небе и царствующих над землею богов. Чуть позже к ним присоединилась утренняя и вечерняя звезда, сопровождающая оба светила.

Надеяться на силы природы – жизненная потребность для народа, находящегося в естественном состоянии. Представление о божестве у вавилонян соответствует таким же представлениям у других семитских народов. В силах природы проявляется божественная сила, и храмы –  изображения небесного жилища богов, украшены изображениями светил. Всегда подчеркивается, что боги – суть небесные властители людей, определяющие их судьбу, дарующие жизнь, поддерживающие ее и снова уничтожающие, цари и владыки страны и ее защитники. Исходя из этого, они получают и свои имена по своему положению властителей мира и человека, и по своему проявлению в таинственном и могущественном управлении силами природы. Но довольно распространенное мнение, что вавилонская религия вначале имела характер поклонения светилам, не подтверждается древними памятниками местных культов. Общеупотребительное доказательство этого, состоящее в том, что знак, символизирующий божество Ilu, похож на звезду, неубедительно. Это изображение может быть точно также символом небесных пространств или представлять собою идею небесного владыки. Да и следы местных культов в большей части случаев указывают на почитание повелителя неба. В северной Вавилонии это культ бога солнца в Сипарре, Бела в Ниппуре, бога весны Мардука в Вавилоне, Набу в Борсиппе (ему приписывался рост полевых хлебов). Также и Нергал в Куфе был сначала небесным богом, и лишь потом, в качестве повелителя палящего солнца и зноя, уничтожающего всякую жизнь, сделался богом преисподней. В южной Вавилонии владыка неба есть бог Луны, почитаемый в Уре. Что эта связь не представляет собой ничего натянутого, доказывается позднейшим названием бога Луны – Ану, то есть – владыкою неба. Подобное же положение занимали почитаемые в качестве солнечных верховные боги Ниниб (Нингирсу) в Сирпуле и бог солнца в Ларсаме. В северном городе Агане – равно как и в Уруке – почитали Иштар. Только в культе Эа в Эриду не заметно отношения к Эа как к небесному богу.

В качестве высших богов эти местные божества могли быть первоначально очень родственными друг к другу. Только по их положению в вавилонском пантеоне, где все они подчинены великому, далеко находящемуся и редко вспоминаемому при богослужении Ану, высшему повелителю неба, можно определить их первоначальное значение в том смысле, что они представляли собою различные формы проявления солнца. Если же они сделались солнечными божествами, то становятся позади лунного бога Cин, согласно общесемитскому воззрению. Иштар в ее своеобразном виде становится царицей неба.

 

 

Происхождение вавилонского пантеона и дальнейшее развитие религии.

 

В III тысячелетии с объединением Северной и Южной Вавилонии пантеон получил свой общий единообразный вид. Развитие государства окончилось возведением Вавилона на степень главного города, и система вавилонских божеств завершилась возвышением бога-покровителя этого города, Мардука, на степень властителя и царя неба и земли, богов и людей. В этом развитии сыграли свою роль и переход мелких религиозно-централизованных населенных местностей к государственной форме и политическому единству, и влияние вавилонских жрецов. Можно проследить это развитие в различии характера вышеописанного пантеона в Сирпурле от того, который установился прежде, в передвижении культа Сина с севера на юг, в изменении положения Мардука в среде прочих вавилонских богов. Замечается это развитие и в различии генеалогий, связанных с именем одного и того же бога, которые столь же часто имели свое основание в местных устоях, сколько, с другой стороны, и в существенных свойствах самого божества. Близкое сродство культов в Агане и Уруке может быть объяснено взаимными политическими сношениями.

Рядом с официальной религией жрецов и вавилонской монархии продолжали сохранять свою прежнюю силу и местные культы, так что каждый город предпочитал своего бога-покровителя всем прочим. Переселенные в Самарию жители Куфы взяли туда с собой своего Нергала, а жители Сефарваима соединили культ Молоха с солнечным культом их города.

Из истории города Вавилона особенно отчетливо видно, какое подавляющее и глубоко проникающее влияние могло иметь жречество. Жрецы достигли возвышения Мардука в сан высшего бога всего государства в такое время, когда распределение богов по их рангу было уже давно общепринятым. Они не только поставили своего местного бога выше всех прочих, но посредством победоносного, сильно действовавшего на всех культа и национальной мифологии, прославлявшей Мардука, возвели его в степень самого могущественного из богов. Созданием жрецов следует всецело считать тот двойственный элемент, который постоянно и по преимуществу выделяется в вавилонской теологии, а именно: соединение космо- и астрологических представлений с миром богов. Син, Шамаш, Иштар первоначально были вполне природными божествами, а Луна, Солнце и Венера были лишь формами их проявления. Соответственно этому и планеты были распределены между главными богами, каждый из которых получил свое место на небе. В сказании о сотворении мира рассказывается, что Мардук отвел для трех высших богов места их жительства в небесном дворце, установил на небе местопребывание главных богов и поставил звезды как их изображения. Чаще всего звездными элементами сопровождаются заклинания. Есть заклинательные гимны позднейшего времени, обращенные к звездным божествам, дотоле неизвестным. Для народа эта жреческая религия оставалась чуждой. Даже в самих жреческих школах и в более поздние времена замечаются постоянные колебания по отношению к объединению богов со звездами и к установлению связи их с определенно указанными местами на небе. Один из порядков расположения богов по их достоинству – не из самых общепринятых в те времена  – дошел даже до наших дней:

 

Божество Планета День недели
Шамаш Солнце воскресенье
Син Луна понедельник
Нергал Марс вторник
Набу Меркурий среда
Мардук Юпитер четверг
Иштар Венера пятница
Ниниб Сатурн суббота

 

...порядок ранга вавилонских богов был еще тем определеннее установлен в жреческих школах, что двенадцать глав-ных богов были обозначены определенными числами.

Представления о сотворении мира в мировом порядке были не одинаковы. Мы встречаем здесь развитую и ученую космогоническую систему, тесно связанную с астральной теологией. Но в этой системе есть множество первобытных идей. В основании мифов о творении и потопе и заклинательных легенд лежат народные представления. В сама простом виде они выступают в легенде об Этане. Рядом с почитанием богов с неослабевшею силою сохранилась вера в демонов. Множество литургических отрывков, служащих для целей заклинания, которые гораздо многочисленней остальной литературы богослужебных гимнов, указывает на то, что вера в демонов и чародейство имела глубокие корни в народе.

Начиная с появления халдеев (около 1100 года до н.э.) источники сведений о вавилонской религии становятся более скудными. Но они заменяются царскими надписями ассирийских царей. Пантеон с Мардуком во главе в общих чертах остается неизменным, только развивается все более искусственно. Он не изменился и во время последнего расцвета величия Вавилона при новохалдейском царстве. Но чем дальше мы продвигаемся в истории, тем прочнее устанавливается в вавилонский религии государственный характер. Это видно как из царских надписей Навуходоносора и Набонида, так и из достойных внимания свидетельств имен, даваемых нам в бесчисленных количествах правовыми документами. 

  

(На этом имеющийся в библиотеке текст обрывается...)

 

 

Вернуться

 

Hosted by uCoz