с 6 июня 2002 года

© Ineyre Htalen

                           Здесь стены останутся стенами: камнем и мхом,

                         Раз даты уснули до срока под пологом ночи...

 

 

 

               

Заброшенный Замок Ineyre Htalen

 

Из истории травничества: Средневековье
 

 

Введение

 

      С распространением Христианства все силы были брошены на то, чтобы искоренить старое языческое знание и связанный с ним образ жизни. Однако, несмотря на церковное порицание, многие люди не оставляли своей веры в благословенные силы природы и продолжали доверять старинным рецептам. В замках знати многие благородные дамы содержали основательные травяные аптеки, в бедных деревенских общинах обращались за помощью к ведуньям и травницам. Не в последнюю очередь и церковь помогала в развитии целительства, поскольку в монастырях выращивали целебные травы и пользовались ими для лечения.

Однако с распространением христианства были преданы забвению достижения античной культуры в области Травологии, а также общего ухода. Большинство ванн, массажей, диет, по мнению церкви, были связаны с еретическими ритуалами и языческими представлениями. Когда среди людей, живших зачастую в ужасающих условиях, стали свирепствовать жуткие эпидемии, подобные оспе, проказе, дифтериту и тифу, против которых были бессильны молитвы или заговоры, люди стали отчаянно искать исцеления, применяя все более и более странные средства. Таковыми были Териак и Митридатиум, состоявшие из множества порой удивительных компонентов. Вот один из рецептов последнего (название "Митридатиум" происходит от имени древнего царя, который приобрел иммунитет к ядам путем долгого привыкания), приведенный в записях известного врача середины XYI века Амбруаза Паре: 

"Утром надо принять немного опиумной смеси с настоем из розовых листов, затем выпить немного кагора, мальвазии, или настоя из листьев Ruta Graveolens, или масла, настоянного на том же растении, съесть орех и сушеные фиги. Лучшего средства от яда не найти..."

Ммм-да... Отличное снадобье на всю оставшуюся жизнь... 

Особенно стоит учесть, что знаменитая средневековая панацея от всех напастей Ruta Graveolens (Рута садовая или Рута душистая) сама является на редкость ядовитым растением, зафиксировано множество случаев даже смертельных отравлений. Помимо этого, надо иметь в виду, что эфирное масло Руты вызывает на коже сильное раздражение вплоть до воспаления, сопровождаемого острой болью, зудом, образованием пузырей, так же действует и свежая трава. А любая, самая малая толика алкоголя способствует более скорому и успешному всасыванию в кровь содержащихся в листьях Руты алкалоидов. Про опиумную смесь, я надеюсь, никому ничего объяснять не надо...   

Как, в общем-то, ученые люди смогли достичь такого полета фантазии, история ни разу не умалчивает. Сначала обратимся на несколько веков назад...

 

 Достижения в Средние века

 

 В IX века в высшей школе в Салерно работала Тротула (умерла в 1097 году) – в те времена это было знаменитое заведение, готовящее врачей, которое – как ни странно было – принимало под свою крышу и женщин. Тротула подробно ознакомилась с сочинениями античных авторов, однако отнеслась к их работам критически и дополнила своими изысканиями. Ее собственный труд «Passionibus Mulierum Curandorum» о гинекологии и родовспоможении оставался до середины XYII века самым читаемым и чаще всего используемым произведением о женской медицине. Тротула считала, что женщина, которой присуща врожденная скромность, не может обсуждать свои проблемы с врачом-мужчиной и может открыть свое сердце лишь женщине. Будучи последовательницей единой терапии, она рекомендовала беременным, находящимся на сносях, употреблять в пищу только легкие продукты, часто купаться, втирать в тело масло фиалки, смазывать отекшие щиколотки розовым маслом и есть, в случае возникновения проблем с пищеварением, мяту.

Хильдегард фон Бинген (1098-1179), настоятельница бенидиктинского ордена, по праву считалась одной из самых примечательных женщин позднего средневековья. В многостраничных манускриптах записывала она основы и начала природоведения родного края, впервые описала пришедшие из народных источников знания о целебных средствах, а вовсе не те, что можно было почерпнуть у великих мыслителей античности, таких как Диоскур. Девятитомная «Физика» занимается целебными природными средствами и содержит детальные описания растений, среди них много видов, принадлежащих родной флоре, которые, в отличие от классических целебных растений Средиземноморья были лишены внимания ученых кругов. Эти виды растений (более 500 видов) Хильдегард считала богоданными средствами. Эта удивительная женщина, которую вскоре стали почитать как святую, в своих медицинских и биологических знаниях далеко опередила свое время: она описала круг кровообращения, который наука открыла только в 1628 году, и знала, что многие заболевания могут быть заразными, чего врачи не хотели признавать вплоть до XIX века.  

 

 

Изменение отношения к природе

  

Искусство целительства и травоведения по-прежнему оставалось в руках женщин, однако с течением времени начал формироваться образ мужчины-врача. Изыскания, проводимые ими, касались, как правило, не процессов, происходящий в организме, и не болезни как таковой, а того, как правильно поставить диагноз или составить рецепт с помощью астрологических таблиц. К тому же лечение у образованных врачей стоило дорого и зачастую не приносило никаких результатов, да и то в лучшем случае. Так что люди продолжали искать помощи у мудрых знахарок-целительниц. Эти последние знали своих пациентов, историю их болезни, у них всегда были наготове лекарства, приготовленные из трав. Женщины могли найти исцеление только у ведуний – ведь только они знали толк в женских болезнях, умели принимать роды, были знакомы с противозачаточными и приворотными средствами…

Однако важнейшие события, происходившие в истории, изменили отношение общества к женщинам, которым было ведомо искусство целительства; иным стал и образ женщины. Чума и многочисленные эпидемии, тяжелые погодные условия, результатом которых были неурожаи, последовавший за ними голод, который коснулся всех слоев населения, катастрофический уровень гигиены в нищих кварталах густонаселенных городов в сочетании с прочими бедами омрачили жизнь и отбросили мрачную тень на природу и служащих ей женщин.

Наблюдателям того времени казалось удивительным, что женщин больше, чем мужчин, и что они лучше, чем мужчины, умеют противостоять «черной смерти». И почему-то никто не хотел осознавать, что именно многочисленные войны поколебали равновесие меж мужским и женским населением. Вместо этого все слышнее стали звучать голоса, приписывавшие женщинам связь с магическими силами, которые «помогли им выжить и могли нести смерть мужчинам» (!), и к подобной ахинее, естественно, стали все больше и больше прислушиваться. Из страха перед нависшей угрозой – была ли она следствием сверхъестественного понимания природы или познаний в травах – женщин лишили права заниматься траволечением и с сомнением приглядывались к их снадобьям. Содействовала этому низкому начинанию и корысть: врачи и цирюльники не хотели, чтобы женщины ограничивали их доходы, хотя чаще всего последние работали за скромное вознаграждение или просто из благотворительности.

Однако, несмотря на это, в данный период отмечается небывалый интерес к травам. Отто Брунфельс (1480-1534), Парацельс (1493-1541), Иеронимус Бок (1498-1554), Маттиолус (1500-1577), Табернемонтанус (1520-1590), Адамус Лоницерус (1528-1586) и прочие публиковали травники, которые, в основном, базировались на работах Диоскорида, но описывали и личный опыт. И никто из них не отметил, что большей частью своими знаниями они обязаны женщинам.

Под влиянием Реформации и нового образа мыслей, привнесенного Ренессансом, развивалось представление о том, что магия, необъяснимые явления и сверхъестественные влияния - ересь, и, следовательно, здесь присутствует сговор с дьяволом. Основы этой философии заложили отцы науки, пытавшиеся отделить реальные практики от сверхъестественных, экспериментальную науку от магии. Таковыми являются, к примеру, Альберт Великий (1193-1280) и Фома Аквинский (1225-1274). Наряду с теологическими размышлениями о том, что Бог - мужчина, а женщины - "носительницы первородного греха", началась охота за ведьмами. 

В основном женщин обвиняли в колдовстве, если они, также как и многие их предшественницы, использовали для достижения своих целей травы. Доходило до курьезов: если некто высаживал в своем огороде самые обыкновенные пряности - кресс-салат, фенхель, петрушку, а затем осмеливался добавлять оные выращенные растения, к примеру, в суп, то бедолагу с распростертыми объятиями ожидал тот самый инквизиционный застенок. По мнению преследователей, простые люди, лишенные образования, могли получить сведения о травах только в результате сговора с дьяволом. Итак, с началом ведовских процессов, в первую очередь обвинили уважаемых ученых, потом травля распространилась на всех бедных простых знахарок-травниц, поскольку народное лечение ведуний практически всегда сопровождалась ясновидением, шаманскими техниками, заговорами - все это должно было быть искоренено как дьявольские происки.

В итоге, вместе с "женщинами-ведьмами" было подавлено и народное знание в области медицины. Старые, давным-давно зарекомендовавшие себя целебные травы, были объявлены демоническими, их удивительные способности отвергались. С другой стороны, нет худа без добра: повальное увлечение ядами и сильнодействующими снадобьями тоже начало спадать. Передавать знания из поколения в поколение и "проводить исследования" в этой области могли позволить себе лишь очень влиятельные и богатые семьи Италии (дома Борджиа, Медичи, Малатеста, Савелли...), где инквизиция не так свирепствовала. А в зловещую Восточную Европу, в частности - в Венгрию, Трансильванию, Валахию и Западные Карпаты - "борцы с ведьмами" по доброй воле предпочитали сами не соваться. 

В любом случае, интуитивное понимание природы и следовавшее отсюда доверие к ее силам, под воздействием страха и принуждения было подавлено. К болезням относились как к божьей каре за содеянные грехи, и только во власти Бога было вновь исцелить больного. Тот же, кто пытался изгнать болезни мирскими средствами, отвергал справедливое наказание.

То, что не было уничтожено инквизицией, разрушили тезисы развивающихся естественных наук и новых философских учений. Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Исаак Ньютон (1643-1727) и остальные великие создавали механический образ мира, в соответствии с которым Природу можно было описать с помощью математических законов, и следовательно - манипулировать ею. 

С существовавшей прежде научной точки зрения, растения представали в виде безжизненных конструкций, состоящих их химических элементов, а любое воздействие трав изображалось как чистейшее суеверие. И вот это учение, дошедшее до нас из древнейших времен, основывающееся на тысячелетнем опыте, понятное во всей своей глубине, возможно, лишь магам, все-таки дожило до наших дней. Травницы, заклинатели, знахари и "шарлатанки" сохранили часть накопленного багажа знаний; к ним продолжают обращаться люди, которых принято именовать отсталыми. В большинстве своем это - сельские жители, которые всегда были привязаны к старым традициям.        

С годами старым наследием стали интересоваться науки, медицина, фармакология и ботаника. В 1775 году английский врач и ботаник Уильям Уиттеринг провел исследование чая, состоявшего из более чем 20 трав, которым пользовалась одна ведунья от водянки, и признал, что входящая в его состав наперстянка является единственным ценным компонентом. Он установил, что наперстянка помогает при сердечной слабости, приводит к уменьшению отеков тканей. Своими изысканиями Уиттеринг дал толчок, необходимый для того, чтобы народные знания в области трав проникли в медицинские круги. Но, несмотря на это, химические препараты считались все-таки эффективными и проверенными, поскольку их состав был доподлинно известен и их можно было точно дозировать.  

 

 

Об ином использовании трав

   

Растения и животные являлись когда-то единственным источником, из которого человек мог получить то, что ему было необходимо для жизни. После еды самым необходимым предметом была одежда, и вскоре человек научился вместо тяжелых шкур выделывать крапиву и лен. Из волокон делали нитки и канаты, из них, в свою очередь, множество необходимых вещей, а также ткани.

Эстетическое  чувство, тщеславие и стремление к роскоши толкали людей на то, чтобы одежды стали привлекательнее. Уже несколько тысячелетий назад было высоко развито искусство окрашивания тканей при помощи отваров из трав-красителей, таких как Сафлор и Индиго. Использование растительных красителей оставалось вплоть до новейших времен самой значительной техникой, их изгнали искусственные краски, появившиеся на рубеже XX века.

Сегодня окрашивание тканей при помощи трав - всего лишь хобби. В настоящее время вряд ли кто-нибудь представляет себе, что наряду с классическими растениями-красителями, такими как марена или резеда; множество трав, обычно применяемых в лечебных целях, могут также быть использованы для придания необходимых цветов тканям. Так, обыкновенная садовая петрушка дает кремовый оттенок, календула - бледно-желтый, корневища щавеля - нежно-розовый, а корневища подмаренника - ржаво-красный.   

Помимо этого, и по сей день в селах и деревнях принято держать в домах сухие травы: они попросту помогают от пыли, очищают воздух и изгоняют прочь насекомых и грызунов. Ароматизация и дезинфицирование воздуха в помещении с использованием таких трав, как лабазник, лаванда, мелисса, мята блошиная, шалфей, тимьян и другие носят поистине символический характер.

Травы составляют на сегодняшний день большую и важнейшую часть пищи. И хоть при этом травы играют весьма подчиненную роль в качестве вкусовых добавок, важность их недооценивать не стоит. Использование растений в качестве пряностей имеет тысячелетнюю традицию. Так, при раскопках свайных построек, еще в самом начале каменного века, были найдены мак, дудник и тмин. Чеснок считался в Египте одной из самых высоко ценимых пряностей, о чем могут свидетельствовать находки из гробниц фараонов. Библия тоже может служить тем источником, который дает нам возможность судить о том, какое значение имели специи - к примеру, мята, укроп и кориандр - в древних культурах. А Карл великий в 812 году даже выпустил специальный указ о том, какие растения должны быть высажены в его поместьях, среди множества перечисленных отдельно отмечены розмарин, петрушка и фенхель. К сожалению, недоброй памяти инквизиция сделала многое, чтобы эта часть знания была впоследствии утрачена.

Может показаться излишне утомительным перечислять удивительные свойства многочисленных растений из богатой сокровищницы волшебных трав, которые с древних пор защищали, поддерживали и вновь восстанавливали здоровье человека, служили его замыслам. Всемогущая природа создала свое растение против каждой из болезней, каждой из проблем, нужно только отыскать его. Изучить магические растения, оценить их свойства, использовать во благо накопленный опыт - вот то необходимое, что следует сделать для того, чтобы превратить древнее учение травников в Науку.

   

 

Вернуться

 

Hosted by uCoz