с 6 июня 2002 года

© Ineyre Htalen

                           Здесь стены останутся стенами: камнем и мхом,

                         Раз даты уснули до срока под пологом ночи...

 

 

 

               

Заброшенный Замок Ineyre Htalen

 

Из истории травничества: древние времена
 

 

Междуречье

 

Древнейшие источники, в которых упоминается лечение травами, относятся к древней культуре Месопотамии и Междуречья (около 5000-2000 гг. до н.э.). Тогда жрицы великой богини Инанны (позднее – Иштар, Ашторет, Астарта…) были одновременно знахарками, ведающими о сокровенных свойствах растений. Насколько высоки были их познания, можно судить хотя бы по тому факту, что в ходе археологических  раскопок в захоронениях были обнаружены дистилляционные аппараты, необходимые для приготовления лекарственных препаратов из трав. Кроме того, найдено достаточное количество глиняных табличек с описанием свойств различных растений, руководства по их применению. В качестве примера привожу перевод одной из них:

 

Возьми воду в устье двух рек,
Над этой чистой водой произнеси свое заклинание,
Человека, сына его бога, окропи.
Возьми тамариск, траву дилбат, траву гамгам и кипарис, 
В чистую воду погрузи, произнеси свое заклинание,
Человека, сына его бога окропи…

 

Как можно увидеть из текста, уже тогда зарождались различия между простым названием растения и названием магическим. Древние верили, что в священных записях возможно использование лишь второго, иначе рецепт потеряет силу. Это убеждение пережило и древние царства, и сохранилось до наших дней, достигнув наивысшего расцвета в средневековье, в XII-XIY веках. К сожалению, подобное отношение к травам хоть и заслуживает почтения, но не признать нельзя, что очень часто связь между многими названиями одного растения распадается. Выяснять же, спустя многие столетия, что подразумевала неизвестная жрица Инанны под «травой дилбат», бывает весьма затруднительно.

 

Справка для любознательных:     

Трава, названная в тексте дилбат, к сожалению, не поддается точной идентификации. По одной из версий - молодые побеги акации.  

Трава, названная в тексте гамгам – дикорастущий кунжут. Применялся в небольших дозах для освящения и очищения воды.

      

Древний Египет

 

Около 2500 г. до н.э. появилось письменное свидетельство, в котором упоминается женщина-врач. Мерит Птах официально считается  первой женщиной, избравшей себе профессию врача (естественно, в те времена целительство само по себе было магическим искусством, и особой разницы меж врачом-магом и жрецом не существовало). Сведения о целебных травах, пришедшие к нам из Древнего Египта, весьма немногочисленны: травами пользовались лишь посвященные в тайны жрецы – полубоги в понимании современников. Столь отмеченные благодатью божества люди не могли позволить себе унизиться до того, чтобы записывать свои знания, передавая их другим иначе, нежели изустно – от учителя к ученику.

Несмотря на эти правила – по счастью, соблюдавшиеся не так строго, как надо бы – в Гизе было найдено обширное собрание рецептов, так называемый Эберовский папирусный свиток, который позволяет глубоко проникнуть в магическую медицину того времени; папирусный свиток Кахуна, в котором описаны только женские и детские болезни. А в таблице Меттерниха и в магическом Туринском папирусе можно встретить заклятия и заклинания, призывающие, например, яд выйти из тела человека.

 

Вытекай, яд! Вытекай, уходи в землю!
Встань, страдалец, Гор забирает тебя.
Вытекай, яд, уходи в пустошь тебя породившую…

 

       Египтяне великолепно разбирались в отравах. Скоре всего, жрецы бога Тота – покровителя писцов, мудрецов и магов – открыли возможности синильной кислоты, получая ее из косточек персика. А у представителей светских династий, считавших растительные яды ненадежными, всегда наготове был яд кобры или аспида – вспомните, хотя бы, знаменитую Клеопатру из династии Птолемеев...    

 

 

Античная Греция

 

Древние эллины наследовали часть чудесной таинственности из древнеегипетской литературы. Множество их наиболее талантливых поэтов создали мифологию, в которой магические травы и яды были призваны играть важную роль. Во времена античности очень долго сохранялось поверье, что, пожевав определенное растение или выпив его отвар, человек мог превратиться в животное. Еще задолго до Луция, Петрония и Апулея Гомер писал, что коварная Цирцея (в древнегреческой мифологии – дочь бога Гелиоса), прекрасноволосая повелительница волшебного острова, могла околдовать своего возлюбленного, а затем превратить его во льва или горного волка. Спутникам Одиссея выпала еще более горькая доля: испив из волшебного кубка, они превратились в отвратительных свиней. Однако, по счастью, увидевший это безобразие Гермес под видом прекрасного юноши передал Одиссею траву жизни, которая разрушила чары Цирцеи.

 

…корень у нее черный, а цвет – молочно-белый, 
смертному не так просто сорвать эту траву, но боги могут все. 
Боги называют это растение «золотой чеснок».

 

Приворотные зелья, яды и заклинания – все это хаотически перемешалось в человеческом сознании, и трепетно-боязливое отношение к волшебным травам переродилось в повальное увлечение оными, некую моду. Пожалуй, нельзя найти ни одного из античных авторов, кто в своем творчестве не описывал бы секретных рецептов колдуний. Вот, к примеру, кусочек из второй идиллии Феокрита:

 

Страшной Гекате привет! До конца будь мне верной подмогой,
Зелье мне сделай страшней, чем яды напитков Цирцеи,
Ядов Медеи страшней, Перимеды отрав златокудрой.
Вновь привлеки, вертишейка, под кров мой милого друга!
Раньше всего пусть ячмень загорится! Да сыпь же скорее!
Что ж, Фестилида? Злодейка! Куда твои мысли умчались?
Или, негодная, ты надо мною не прочь посмеяться?
Сыпь же скорее и молви: «Я Дельфиса косточки сыплю».
Вновь привлеки, вертишейка, под кров мой милого друга!
Дельфис меня оскорбил – для Дельфиса лавр я сжигаю…

 

Не стоит, однако, думать, что древним грекам были знакомы только отравы: в те времена не было строгого разделения между ядом и лекарством. И то и другое носило одно название, различие зависело лишь от дозы.

        Знахарством же и изучением различных трав долгое время занимались женщины, обязанные своим искусством благосклонности богов. Из них всех наиболее сведущими в области трав были жрицы пифии из Дельфийского святилища. Для развития дара Аполлона – предсказания – наряду с непосредственной практикой ими использовались специально подобранные целебные травы и благовония, чьей целью было – вызывать определенный вид транса. К сожалению, многие из используемых растений были ядовиты, и длительное применение вызывало смерть жриц.     

Несмотря на то, что со временем положение женщин в античном греческом обществе становилось все более и более шатким, так что они в конце концов буквально превратились в рабынь, они продолжали передавать свои знания дальше. Немало и тех, кому было позволено опубликовать свои знания в книгах, что отметили в своих сочинениях знаменитые историки; были и такие, которые работали с отцами медицины, как жена Аристотеля, и, вероятно, написали с ними совместно значительную часть произведений. Так, достоверно известно, что такого рода помощницы были у Гиппократа (около 460-370 гг. до н.э.) и Галена (около 131- 201 гг. до н.э.). Их опыт и учение долго время указывали направление развития науки.

И, как о венце античных познаний в Травологии, стоит упомянуть о сочинении греческого врача Диоскурида (I век до н.э.). Оно называлось «De Materia Medica» («О целебных растениях») и объединяло мифы и народные сведения более чем о 500 лечебных и магических травах. Вплоть до XY века оно оставалось основным пособием для лиц, изучающих и использующих лекарственные и магические травы.

 

 

Древний Рим

 

Древний Рим тоже дал нам сведения о людях, которые были сведущи в искусстве применения трав и знали многие из них как, к примеру, Октавия – первая жена Марка Антония. В своей книге она описывает домашние средства лечения, но предпочитает использовать для снадобий лишь те растения, которые проще всего достать, и какими-либо особенными магическими травами не пользуется. К примеру, в качестве средства для смягчения боли, рекомендуется мазь из гусиного жира, вина, кардамона, корицы, розовых лепестков и лаванды.

Однако, не стоит обольщаться такой видимой простотой. К тому времени основным оружием политики необузданных правителей стал яд. И даже закон «De Sicariis et Venificiis» («Об убийствах кинжалом и об отравлениях ядом»), согласно которому применение болиголова, волчьего корня (аконита), мандрагоры и кантаридина каралось депортацией или смертной казнью, никого не останавливал.

Чем дальше, тем вернее волшебные травы из благого дара богов становились кошмарными орудиями для достижения собственных целей… 

 

 

Заключение

 

В то время, как культуры Средиземноморья и Передней Азии переживали свой расцвет, остальные европейские земли, казалось, находились в состоянии сумерек каменного века. Германцы, кельты и другие народы не оставили почти никаких письменных свидетельств. Однако, известно, что искусством врачевания тут тоже, в основном, владели женщины, но здесь оно не считалось связанным с чем-либо сверхъестественным, как это было принято у шумеров, египтян и греков. Скорее, все сводилось к практическому знанию, в котором нуждались изо дня в день, которое даже колдуньи этих воинственных народов использовали в первую очередь для врачевания ран. Божественной силой были пронизаны такие растения, помогавшие женщинам вступать в связь с надземным, или, вернее, одурманивающие наркотические средства. Остается, однако, во многом неизвестным, какие травы особенно ценились и как ими пользовались. С продвижениями римлян через Альпы были получены новые сведения об используемых в Средиземноморье травах и методиках. Эти познания захлестнули и поглотили предыдущий опыт.  

   

 

Вернуться

 

Hosted by uCoz